понедельник, 11 ноября 2013 г.

[ФИГУРА] Суйменкул Чокморов - сын кыргызского народа



Суйменкул Чокморов – культовая фигура 20 века; талантливый художник, который любил изображать портреты, ведь именно в лицах он видел движения души, потрясающий актер, которому не нужно было оканчивать театральное училище, чтобы передать зрителю переживания, страхи и надежды своего народа, замечательный человек, чья история жизни вдохновляет и еще раз убеждает в том, что мы сами кузнецы своего счастья.

В кино Суйменкул Чокморов пришел в 1968 году, расцвет киргизской кинематографии, когда ему было 30 лет. Дебют состоялся в киноленте молодого режиссера Болота Шамшиева «Выстрел на перевале Караш», снятого по одноименной повести М.Ауэзова. Это был первый опыт и для самого Шамшиева в игровом кино. Чокморов сыграл главную роль – Бахтыгула. В то время Суйменкул Чокморов учился в Академии художеств в Ленинграде. Как рассказывал сам актер журналу «Советский экран», до «Выстрела…» ранее его уже приглашали сняться в кино: «Однажды мы рисовали во дворе Академии коня, с натуры. И во время короткого перерыва я для разминки вскочил в седло и поскакал. И тут из-за ограды меня окликнул какой-то человек. Оказалось, что это второй режиссер фильма «Джура» — готовившейся тогда совместной постановки «Ленфильма» и Киргизской студии. Он искал исполнителя на главную роль. Предложил мне попробоваться. Я согласился. Пробы были удачными. Но под конец все расстроилось. Видно, режиссер не решился доверить главную роль непрофессионалу». По прибытии во Фрунзе он познакомился с Шамшиевым, который на тот момент снимал документальный фильм о Саякбае Каралаеве, «кыргызском Гомере», а Чокморов писал портрет великого сказителя. «С этой встречи началась моя актерская судьба — в «Выстреле на перевале Караш» я сыграл непокорного бедняка Бахтыгула». Кстати, своего единственного сына Чокморов назвал Бахтыгулом, поскольку он (Бахтыгул) «по-прежнему остается одним из самых дорогих  образов» для актера.


В семидесятых мир заговорил о «киргизском чуде», поразившем мирового зрителя искренней и незамысловатой красотой природы и народа. Имя Чокморова стоит в одном ряду признанных мастеров-актеров кыргызской киноклассики – Болота Бейшеналиева, Таттыбубу Турсунбаевой, Муратбеа Рыскулова и др. Критики писали о рождении новой талантливой кинозвезды, о потрясающей способности Суйменкула создавать яркий и живой образ своего героя – дар, который дается только свыше. Он стал живым воплощением всего самого лучшего, самого привлекательного в национальном характере кыргызского народа. Зрители же помнят невозмутимое красивое лицо с острыми скулами и шрамом на правой щеке, решительность в глазах его героя Бахтыгула. Гений таланта Чокморова в том, что своим присутствием в фильме он гармонично дополняет картину жизни кыргызов: он прекрасно чувствовал эпоху, душевные переживания своего народа – он его часть. «Это герой кыргызского народа. Герой, с которого брали пример юноши, мальчишки. Его место сейчас в кыргызском кино до сих пор пусто. Его роли героев. Они нам дают дух», - убеждена кинокритик Гульбара Толомушева.
Детство будущего народного артиста прошло в с. Чон-Таш, распложенного в двадцати километрах от тогдашнего Фрунзе. Сейменкул очень любил Тон-Таш и его жителей, любил холмы, старые дома, ветхие калитки, деревья, небо и этот родной воздух. Он вырос в большой семье: у Чокмора было семеро сыновей и три дочери. Отец был ремесленником, большим мастером на все руки. Суйменкул Чокморов: «Отец прочно строил, все своими руками делал, работал, что называется, от зари до зари. Все умел. Был он кузнецом, плотником, чеканщиком, делал телеги, колеса, точильные станки, деревянную посуду. Редкой красоты узоры из серебристых гвоздей выкладывал на седлах. Мастерил комузы из урючного дерева, красивые, звучные, в Чон-Таше на них и сегодня играют. Делал он их как раз под тембр своего голоса, так что когда пел, а пел он прекрасно от души, мелодия сама с его пением сливалась».
Юные годы Суйменкула Чокморова омрачала болезнь: «В детстве я тяжело болел. Болезнь началась, когда я учился в третьем классе, а в четвертом меня уже так прихватило, что думал: все, конец. Стал буквально калекой. Руки-ноги стянуло в суставах, от каждого движения больно было. Школу пришлось бросить. Скверно было, даже жить не хотелось. Лежал в больнице. Лечила меня врач по фамилии Гуревич. Это она меня на ноги поставила. Велела, как станет чуть полегче, - заниматься спортом. Заставила в себя поверить. И я решил: бороться же надо!»
С.Чокморов боролся с безжалостным недугом – поликистозом почек, да и сам художник не признавал компромиссы – он боролся до победного конца. Болезнь отнимает у мальчика полтора года его беззаботного детства, однако дарит ему два увлечения – волейбол и живопись, две страсти, сопровождавшие Суйменкула до самой смерти: «Около нашего дома была котловина. Я туда уходил, чтобы меня не видели: бегал, делал зарядку, гимнастические упражнения. И вообще занимался спортом всюду, где только мог, всегда, когда была хоть малейшая возможность. Так постепенно стал одолевать болезнь и одолел, хоть она и отняла у меня полтора года. С тех пор со спортом никогда не расставался». У Суйменкула Чокморова был первый разряд по волейболу, он выступал за сборную Ленинграда и Киргизии.
Из-за болезни Суйменкул не мог ходить в школу, в этот же период в нем пробуждается любовь к живописи: «Тогда я жил у брата Намырбека. На стене в его доме были прикреплены репродукции — «Полдень» Клодта, «Витязь в тигровой шкуре» Тоидзе и «Охота на львов» Делакруа. «Охота на львов» меня особенно поразила. Я в то время не понимал, что это копия, оттиск, а не оригинал. Брат показал мне цифру в углу листа: «Ты думаешь такая картина одна? Их сто тысяч». И я подумал, каким надо быть замечательным художником, чтобы твои картины расходились по свету в сотнях тысяч копий, чтобы их посмотрели миллионы людей». Магия искусства овладевает душой и сердцем юноши, и он начинает рисовать свои первые робкие чистые, полные любовью к своему краю картины: «Я с радостью шел пасти овец, чтобы подняться повыше в горы, увидеть ту красоту, которая оттуда открывается. А места у нас неповторимые. Прямо из села — вид на Чуйскую долину, горизонт далекий-далекий. И я рисовал, рисовал... Так родилась моя мечта стать художником, поехать во Фрунзе учиться».
Современники актера всегда выделяли основные черты его характера: мужество, скромный нрав, достоинство, отзывчивость, широко распахнутую душу. Макен Сыдыкбаев, народный художник КР, друг молодости артиста, говорил: «Он был очень простым человеком, настоящим другом и при этом очень скромным и порядочным».
О прирожденном таланте Суйменкула Чокморова говорили практически на каждом фестивале. Он единственный среди своих коллег в бывшем СССР, четырежды удостоенный дипломов за лучшую роль, одновременно являлся и народным артистом, и народным художником. А в канун 2000 года С. Чокморов был признан лучшим актером Кыргызстана 20 века.
Суйменкул Чокморов воплотил именно тот лирический образ айтматовского Данияра, он –  справедливый Карабалта из киноленты «Алые маки Иссык-Куля», мужественный «Чрезвычайный комиссар» Ходжаев, романтик Темир из экранизации «Красного яблока». Суйменкул Чокморов – сын своего народа. Смерть забрала в свои объятья талантливого артиста в 53 года. Его имя увековечено в наших сердцах, фильмы-шедевры  с его участием составляют золотую сокровищницу отечественного и мирового кинематографа. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий